Главная » 2018 » Март » 15 » NASA: космос радикально изменил ДНК астронавта на МКС
NASA: космос радикально изменил ДНК астронавта на МКС
Генетический код командира экипажа Международной космической станции (МКС) Скотта Келли, который 340 дней пробыл в космосе, радикально изменился. Ученые доказали, что он больше не является полным близнецом своего брата Марка Келли.

Об этом генетики рассказали в статье в LiveScience.

Напомним, что Скотт провел почти год на борту МКС в рамках уникального проекта под названием "Исследование близнецов". Цель этого проекта - выявить долгосрочные последствия космических путешествий на тело человека и его разум.

Фото: Александр Рюмин/ТАСС
Трое космонавтов с МКС вернулись на Землю

Скотт Келли прибыл на МКС в марте 2015 года. Большинство астронавтов остаются на борту станции в течение шести месяцев, а Скотт работал на орбите 340 дней. В это время его брат-близнец Марк оставался на Земле.

На сегодняшний день братья Келли - единственные астронавты-близнецы в истории космонавтики. Однояйцевые близнецы рождаются с идентичным генетическим кодом, поэтому Келли стали идеальными объектами для исследования того, какое влияние оказывает космос на ДНК человека.

Ученые выяснили, что после долгой работы в космосе Скотт стал на 2 дюйма выше, снизилась масса его тела. Изменилась микрофлора кишечника, в организме стали развиваться воспалительные процессы. Обнаружилось также, что длина теломер Скотта в хромосомах его кровяных клеток увеличилась, однако после возвращения они начали уменьшаться.

Но самое необычное то, что радикальную трансформацию претерпел генетический код космонавта. Исследователи полагают, что физические и психические стрессы активировали сотни "космических генов", которые повлияли на деятельность иммунной системы и сетчатки глаза.

Серьезнее всего поменялась работа тех генов, которые отвечают за формирование костей, исправление мутаций и реакцию на недостаток кислорода и избыток углекислого газа. Причем, часть генов стала более активной, а другие, наоборот, были "отключены". Причиной этого может быть сложная реакция на необычный тип стресса: стресс пространства.

- Зачастую, когда организм сталкивается с чем-то чужим, активируется иммунный ответ, - сказал руководитель проекта NASA Twins Study Кристофер Мэйсон. - Организм считает, что есть необходимость защищать себя. Часть изменений исчезает после возвращения на Землю, но другие не пропадают, в их числе работа иммунной системы и сетчатки глаз. Столь значительное количество изменений говорит о том, что тело пыталось приспособиться к иной среде обитания.

Понимание того, почему и каким образом активируются "космические гены", будет иметь решающее значение для планирования более длительных пилотируемых космических полетов. Ученые считают, что эксперимент с братьями-близнецами поможет понять, как защитить человека при полете на Марс или при жизни на Луне.

Просмотров: 290 | Добавил: Luna | Рейтинг: 0.0/0