Главная » 2012 » Декабрь » 6 » Ученые пришли к выводу, что на Венере есть действующие вулканы
Ученые пришли к выводу, что на Венере есть действующие вулканы
Проанализировав данные, собранные спутниками «Пионер-Венера» и «Венера-экспресс», ученые показали, что на Венере периодически происходят извержения вулканов, которые меняют состав ее атмосферы.

Результаты исследования, проведенного тремя французскими специалистами из лаборатории LATMOS совместно с российским ученым Денисом Беляевым из Института космических исследований РАН, опубликованы в журнале Nature Geoscience.

О существовании вулканов на Венере говорит значительное количество сернистого газа (SO2) в ее атмосфере. Этот газ на Венере, как и на Земле (здесь его концентрация в один миллион раз меньше), по-видимому, имеет вулканическое происхождение. Однако долгое время ученые не могли определить, являются ли вулканы Венеры действующими или же они, выбросив SO2, давно потухли.

Авторы работы смогли ответить на этот вопрос, проанализировав наблюдения аппарата «Венера-экспресс», запущенного Европейским космическим агентством. С 2006 по 2012 годы с помощью спектрометра SPICAV спутник фиксировал постоянное падение концентрации SO2 в верхних слоях атмосферы Венеры. По мнению исследователей, это говорит о том, что незадолго до прибытия аппарата на орбиту Венеры в августе 2006 года на ней произошел ряд мощных извержений.

В результате выделилось большое количество сернистого газа, часть которого просочилась выше плотного слоя облаков. Ниже этого слоя молекулы SO2 надежно защищены от солнечного излучения и могут существовать практически бесконечно. Но, выйдя за его пределы, сернистый газ быстро окисляется. Поэтому с 2007 по 2011 концентрация SO2 в верхних слоях атмосферы Венеры упала с 1 до 0,1-02 миллионных долей.

Похожую картину уже наблюдал спутник «Пионер-Венера», работавший на орбите Венеры в 1980-х. Тогда концентрация SO2 над слоем облаков с 1980 по 1986 годы упала с 0,5 до 0,1 миллионных долей. Из этого авторы работы и сделали вывод, что на Венере примерно раз в десятилетие происходят вулканические извержения, при которых сернистый газ выбрасывается в верхние слои атмосферы планеты и затем постепенно исчезает.
Просмотров: 450 | Добавил: Luna | Рейтинг: 0.0/0