Главная » 2018 » Апрель » 19 » Существовали ли на Земле цивилизации до человечества?
Существовали ли на Земле цивилизации до человечества?

Исследователи презентовали весьма необычную теорию, в которую до конца и сами не верят.

Иллюстрация: © anibal / stock.adobe.com (фрагмент)

Двуногие динозавры, создавшие глобальную техническую цивилизацию, которая доминировала на планете всего миг в геологическом исчислении, а затем снова исчезла – смогли ли бы мы что-то о ней узнать? И как мы смогли бы ее следы обнаружить? Ответить на эти вопросы чрезвычайно тяжело, пишут Гэвин А. Шмидт, директор Годдардовского института космических исследований, и Адам Франк из университета Рочестера. В своей новой публикации, которая будет размещена в журнале International Journal of Astrobiology, они приходят к выводу, что в истории Земли уже могла быть как минимум еще одна цивилизация, совершенно неизвестная человечеству. Причем если ее следов никто не будет искать, считают оба ученых, то не будет обнаружено и доказательств того, что она когда-то существовала.

«Это захватывающая и важная статья», - говорит палеобиолог Заласевич из университета Лестера, член рабочей группы по определению антропоценов. - «И я надеюсь, что она подтолкнет ученых к активизации работы в этом направлении».

Основанием для поднятия вопроса о предшественниках человечества стала тема, актуальнее которой и придумать сложно. И будь то защита экосистем, модели будущего климата Земли или даже поиск цивилизаций в далеком космосе – все эти темы будут обязательно затрагивать вопрос, поставленный Шмидтом и Франком: Как глобальная техническая цивилизация изменяет планету?

Ради аргументов

В одном из материалов для The Atlantic Франк заявил, что авторы теории сами не верят, что такая цивилизация действительно существовала. Мысленный эксперимент якобы представляет собой «астробиологическую перспективу», где за модель взято человечество и следы, которое оно оставляет в каменных породах планеты. И вот именно такие следы в долгосрочной перспективе оказываются самым нежным и неустойчивым подтверждением существования нашей цивилизации в далеком будущем. К таковым можно было бы отнести, например, значительно большее количество осадочных отложений вследствие эрозии земель, а также скопления редких технических металлов и радиоактивных элементов в отложениях. При этом изменения круговорота углерода, азота и циркуляции энергии могли бы привнести четкие сигналы существования такой цивилизации в форме радикальных изменений климата и океана.

Шмидт и Франк перечислили целый ряд быстрых и катастрофических событий земной истории, воздействие которых оставило в древних каменных породах следы, максимально похожие на те, что оставляет после себя человечество. Среди них, например, внезапный период сильной жары 55 миллионов лет назад, вызванный невероятным количеством двуокиси углерода в атмосфере, что позволило специалистам сравнить ту ситуацию с возможной моделью изменений климата в результате человеческой деятельности. Но при этом, говорят авторы, чрезвычайно сложно отличить эффекты деятельности глобальной цивилизации от естественных причин таких событий.

На самом деле они считают крайне невероятным найти артефакты, определяемые как искусственные, или хотя бы ископаемые останки цивилизации возрастом в миллионы лет. При этом они вспоминают о знаменитом Антикитерском механизме, найденном еще в начале 20 века. Этот артефакт является единственным сохранившимся в своем виде, хотя этому механизму всего пару тысяч лет. Он не мог существовать в единственном экземпляре на Земле, а это значит, что другие подобные механизмы, которые наверняка существовали, по разным причинам исчезли. Так каким же образом могли сохраниться такие конструкции через миллионы лет, отделяющие нас от гипотетической нечеловеческой цивилизации?

Как подвергнуться забвению?

Но палеобиолог Заласевич возражает и против такой оценки. «В статье хорошо описываются химические сигналы, но здесь не учитывается возможность, что особо распространенные технологические ископаемые могли бы сохраниться в континентальных почвах и слоях, близких к побережьям». Так, например, можно было бы рассчитывать на то, что, скажем, минеральные строительные материалы, как то кирпич, бетон или стекло, хоть и претерпели изменения за миллионы лет, но все же вполне могут распознаваться, как объекты искусственного происхождения. «Геолог, все равно какой специализации, способен очень быстро распознать, если у него в руках оказывается что-то особенное». А ведь такая глобальная цивилизация, уверен он, должна была бы оставить после себя невероятное множество подобных материалов.

Но уверенности в этом как не было, так и нет. Останутся ли следы технической цивилизации через миллионы лет после ее существования, зависит еще и от того, насколько расточительно она обходилась с ресурсами планеты. Человечество даже после конца существования из-за огромного потребления энергии, радикальных изменений в атмосфере, океанах и биосфере, а также, не в последнюю очередь, из-за уже выпущенных и сооруженных 30 триллионов тонн строений и техники, будет еще очень долго сохранять следы своей цивилизации на Земле. Можно, конечно, допустить, что другие цивилизации до нас были поэкономнее, поаккуратнее или вообще использовали другие источники энергии и материалы. И вот такую культуру с ее субтильными сигналами, считают Франк и Шмидт, обнаружить особенно трудно. Особенно тогда, если ее вообще не искать.

Просмотров: 304 | Добавил: Luna | Рейтинг: 0.0/0